«Они называют себя райтерами (Writers), потому что это именно то, что они делают. Они написали свои имена, между прочим, всюду. Именами, которые им дали, или которые они сами придумали. Больше всего они пишут на поездах метро, которые «довозят» их имена из одного конца города в другой. Это называется бомбинг (bombing). И это имеет аналог в рэпе и брейк-дансе» - так описывает деятельность граффити райтеров создатель документального фильма «Style Wars», Тони Сильвер (Tony Silver).
Этот фильм поистине культовый. Он показывает то, с чего начиналась вся Хип-Хоп культура. В этом фильме показано активное противоборство уличных райтеров и городских властей, которые были против них. В те давние времена (80-е года в Нью-Йорке), перед транспортными властями стоял непростой выбор - или оставить граффити на месте, но тогда они получают плохой вид из окна - или стереть их при помощи чистящих средств, но тогда они затуманивают окна, тоже ничего не видно (в общем и так, и так для них получается хреново).
Майор Эдвард Кош (Major Ed Koch), мэр Нью-Йорка в содействии с Гектором Камачо (Hector Camacho) и Алексом Рамосом (Alex Ramos) организовали компанию по борьбе с граффити. Они хотели привлечь общественность к этому делу, и даже сказали на пресс-конференции, что время покажет, кто окажеться прав. И что? Время прошло, Камачо и Рамос наврное сейчас локти грызут от зависти - те против кого они боролись давно стали легендами, а кто сечас помнит этих 2-х идиотов?
Этот фильм произвел настоящую волну увлечения граффити в Европе. Почему, именно в Европе, а не в США? Потому, что в США к 1983 году, граффити и Хип-Хоп было уже устоявшееся явление, а в Европе ничего не слышали об этом. И этот фильм вызвал огромное движение по всей Европе. В 1985 году первыми подхвати эту волну Нидерланды и Франция и несколько других стран. Подумть только, уже спустя несколких месяцев после первого показа фильма, в таких городах как Амстердам и Париж начали появляться такие «бомбы», какие до этого никогда не видели.
В этом фильме засветились целая армия легенд граффити, брейк-данса и рэпа - Demon, Se3, Spank, Dez, Skeme, Ces 157, Min, Iz the Wiz, Quik, Sach, Dondi, Seen, Dust, Zephyr, Revolt, Wasp 1, Noc, Kase, D-5, Trap, Butch, Zone, Kid 167, Cap, Shy 147, Lil’ Seen, Mare, Daze, Crash, Paze, Cey, Futura, Fred, Duro, Grandmaster Flash, Furious Five, Crazy Legs из Rock Steady Crew и многие другие.
Фильм прямо напичкан очень яркими и незабываемыми моментами, что очень трудно выбрать лучший. Этот фильм настоящая революция, потрясение для общества, когда неведомая для них культура проникла в их сознания таким мощным выстрелом. Это был вызов!
Фильм показывает также о борьбе между самими райтерами, об их творческих сражениях, где могут победить лишь лучшие, где только твое упорство, самовыражение, и созданный неповторимый стиль могут победить.
Холстом для деятельности райтеров стали улицы. Весь мегаполис был серым, скучным и неинтересным, но с появлением Хип-Хопа, все стало преображаться. Скудные пейзажи города преобразились под влиянием этой новой, стремительно-растущей субкультуры. Стало гораздо больше возможностей для выражения своей индивидуальности. В наши дни стало очень много стереотипов и ложных представлений о Хип-Хопе, и вместо того чтобы спорить с теми людьми кто говорит чушь о Хип-Хопе, лучше предложите посмотреть ему «Style Wars», тогда все станет на свои места, как говорится Hate it, or Love it! |