К сожалению, я не могу заглянуть в голову Карандаша и посмотреть, что
там происходило во время записи этого диска, сравнив с тем, как он
работал над предыдущими альбомами. Но мне кажется, я неплохо знаю
Дениса и чуть-чуть знаком с его отношением к собственному творчеству.
Поэтому попробую описать некоторые свои мысли и сделать некоторые
небесспорные предположения.
Я считаю, что
«Бедные тоже смеются»
- в какой-то степени первый сольный альбом рэппера Карандаша. По
крайней мере, в моем представлении именно такой диск он хотел записать
на протяжении всей своей карьеры.
Попробую объяснить, почему я пришел к такому выводу.
«Уценку 99%»
можно только с некоторой натяжкой назвать дебютным сольным альбомом.
Все понимают, что этот диск был необходим как декларация «ухода в
соло», но при этом по сути это сборник совместных и сольных треков,
готовых к моменту выпуска релиза. Второй -
«Безымянный»
- альбом Карандаш записывал уже как концептуально завершенную работу,
видимо, искренне надеясь, что эта работа резко увеличит его
популярность и, может, даже сделает звездой. Прошло уже много времени,
и сейчас можно сказать прямо: ожидания не оправдались (кстати, я до сих
пор считаю
«Безымянный» лучшим
альбомом Дениса; более того, и сам он, по-моему, согласен со мной).
Относительная неудача с этим диском, видимо, разозлила Карандаша и,
решив доказать, что «он тигр, а не киска» записывает
«Американщину»
- модную, современную, чуть ли не клубно-танцевальную (на самом деле,
кстати, нет) и на 100% концертную. И - о чудо! - на этот раз цель была
достигнута даже, пожалуй, с некоторым перевыполнением плана: альбом был
услышан, понят, принят, и Карандаша начали очень активно приглашать на
концерты по всей России. Денис в одночасье стал пусть не звездой, но
очень востребованным рэппером. Примерно в это же время (точная
хронология здесь не очень важна) Карандаш женится, у него появляется
сын. И осмелюсь предположить, что его отношение к собственному
творчеству (а, скорее, даже к собственной карьере) в этот период сильно
изменилось. Он остался таким же фанатом хип-хопа, но, кажется, перестал
целиться в статус «звезды», удовлетворившись своим нынешним статусом.
Заметьте: «сдался» и «удовлетворился» - это очень разные понятия.
Именно поэтому
«Б.т.с.»
получился таким взвешенно взрослым и относительно спокойным альбомом.
Причем нельзя еще и забывать о том, что чем больше исполнитель
занимается своим творчеством, тем больше у него накапливается опыта:
это тоже очень хорошо слышно на диске. Вообще, альбом можно
рассматривать как грамотный и - опять же - взвешенный баланс между
«Безымянным» и
«Американщиной».
Первый был, пожалуй, слишком лирично-личностным, второй получился,
пожалуй, слишком неестественно бодрым и «американским». Новый альбом
объединяет в себе лучшие стороны предыдущих работ Карандаша: есть
песни, которые будут отлично звучать на концертах; есть треки, которые
очень приятно послушать в наушниках.
А может быть, я и не прав. Спросите у Дениса. Впрочем, думаю, что и он не сможет однозначно ответить на этот вопрос.
Надеюсь,
вы что-нибудь поняли из того, что я здесь написал. А теперь быстренько
пройдемся по тем песням, которые вы еще не слышали, а я уже да.
01. Интро02. Убей меня«Хочешь, чтобы заткнулся? Убей меня, и я стану легендой».Очень мощный хит, который должен отлично звучать на концертах.
03. Встречай, Москва«Я не спортсмен, но предпочитаю низкий профиль. Считай, это понтами, я заработал, мне по фиг».
Трек не совсем в стиле Карандаша. Легкий расслабленный гимн его «мерседесу».
04. Берег и Море (feat. Ленин)05. Как я пишу треки (skit)06. Мужчины не танцуют (feat. вАрчун, Re-pac)Логическое
продолжение «Шевели задом» с прошлого альбома. Два веселых куплета
экс-«квазаров» неожиданно финализирует серьезный, чуть ли медидативный
Re-Pac.
07. Не знаменит, не молод, не богатЭмоционально один из важнейших треков альбома для меня.
«Не знаменит, не молод, не богат, но я в порядке, брат.О таких, как я, не беспокоятся: крепкий гад, говорятОтец был боксером, я что-то вроде папы: биться до конца радНе знаменит, не молод, не богат, но я в порядке, брат».Тут
очень важно слышать тот тон, которым читает это Карандаш. Такого
взрослого и уверенного в себе голоса мы еще не слышали на его альбомах.
Кроме
того, здесь совершенно безумный бит, с которым связана отдельная
интересная история - пусть Денис в каком-нибудь интервью сам расскажет.
08. Что тебе надо для любви?Интонационно
эта песня очень напоминает трек «Разговор». Для меня - фаната
«Безымянного» альбома - один из любимых треков на диске.
09. Из 90-х«Отец помнит, мама любит, тусовки - зло, деньги - мусор, люди? люди...»«...Хочу, чтобы мой сын был в силе ставить точки там, где я ставил запятые»Еще один спокойный умный трек.
10. Они будут счастливы (feat. Ленин)11. Что останется в памяти людей (feat. Триада)Видимо,
я ждал слишком многого от совместного трека одних из своих любимых
исполнителей. В итоге же, как мне кажется, нужного chemistry не
нашлось. Очень экспериментальный куплет Нигатива звучал бы отлично сам
по себе, но в треке он теряется.
12. Я идуОдна
из двух песен - наряду со «Спорим» - которая пока никак не складывается
в моей голове цельной картиной, рассыпаясь на отдельные - пусть даже
удачные - строчки.
13. Телки, деньги и Мерседес14. Попутного ветра (feat. Дабл)Вообще,
гости (если не брать во внимание вАрчуна и Ленина, без которых уже
сложно представить себе альбом Карандаша) на этом альбоме подобраны
очень странно: на этом фоне Дабл держится, что называется, «бодрячком»:
даже несмотря на то, что на этом треке он звучит эдаким талантливым
старшеклассником, который пришел к своему репетитору, а в итоге был
приглашен к семейному застолью на чашку чая.
15. СпоримЕсли
«Я иду» все-таки можно охарактеризовать как своеобразный, типичный для
Карандаша, репрезент, то «Спорим» - это, видимо, прежде всего, про веру:
«Всегда любил бога и не любил РПЦ».
16. Бедные тоже смеются (feat. ShaMan)Мне
изначально очень не понравилось ни название, ни выраженная им концепция
этого альбома. Так что лично я очень рад, что в итоге эта идея не
проходит красной нитью через весь альбом, а всего лишь воплощается в
скромно стоящем на последнем месте заглавном треке.
Один из двух
бонус-треков альбома обладает повышенной ценностью, но Карандаш
почему-то очень сильно просил ничего про него не писать. Сами услышите.
P.S. Если то, что я написал выше, получилось как-то не очень понятно, резюмирую предельно кратко.
«Бедные тоже смеются»
- один из 5 главных релизов русского рэпа в этом году. И это однозначно
лучший альбом Карандаша (хотя лично мне все равно больше нравится
«Безымянный», а кому-то, уверен, ближе по духу «Американщина»).
Заказать.