Всем привет! Меня зовут Сава – Sava с’est moi, на моём счету музыка для двух альбомов группы
Furymo, поэтому на сайте
www.goldenmuzik.ru хочется периодически отписывать что-то из моей «практики» со звуком. Некоторое время назад меня заинтересовал вопрос о качестве (во всех смыслах) музыкальных носителей (
LP-пластинка,
CD-DA,
mp3). Не буду скрывать, что в период моей молодости, когда только появились CD-DA (Audio CD), именно этой формат я считал эталонным. По сравнению с компакт кассетами, распространёнными в 90-х, CD обладал существенными преимуществами в плане звука. Итак.
Я почитал на досуге некоторых забугорных авторов о различных музыкальных носителях, где было много разных картинок, иллюстрирующих записи The Beatles и прочих. Чтобы удостовериться в превосходстве винила, я решил провести такой же эксперимент. Для чистоты взял трек из «нашего» жанра – зажигательный ритм-н-блюзовый хит
«Wanna Be Starting’ Something» Майкла Джексона, записанного в 1982 году.
Трек с LP-пластинки 12” (альбом «Thriller») был записан через микшер в качестве 32*/96 (
рис. 1, верхний) при таком усилении канала, что пиков не было. Сразу отмечу, что пластинка, доставшаяся мне без конверта от одного товарища, была сделана давным-давно по лицензии в Болгарии и явно была затерта (
рис. 2), что видно по шуму и щелчкам вначале записи на первом рисунке. Под «треком» здесь и далее понимается начало песни, длящееся почти 40 секунд.
Трек с CD-DA (напомню – качества 16/44) был сграблен с результатом 100% с диска «History» (изданного у нас), а результирующий файл был переведен в 32*/96 (
рис. 1, нижний), и в начало трека добавлена пауза, чтоб сравнивать с записью с LP.
Из
рис. 1 видна сильная компрессия на CD-DA, используемая при мастеринге диска для сужения динамического диапазона (наверно, многие слышали об ограниченности динамического диапазона CD-DA). Компрессия позволяет «усилить» громкость трека для бытовой акустики. Поэтому пики оригинального звукового сигнала как бы срезаны, в итоге получается «колбаска». На самом деле это не самая большая компрессия, что я видел. Посмотрите, например, модные танцевальные хиты. Там громкость практически всегда максимальная. Бедные наши уши.
Далее смотрим частотный диапазон (
рис. 3): CD – до 22 кГц; LP-пластинка – до 48 кГц. Здесь для LP максимально представляемая частота по теореме Найквиста ограничена частотой записи 96 кГц / 2 = 48.
«В памяти моей мелодии также, звук черно-белый,
Шум виниловых дисков,
Таких же конвертов, картонных буклетов,
Потёртых от времени, временем воспетых напрочно.
Я оставлю точно…»
Furymo
Некоторые, кто слабо разбирается в физике, скажут, что мол, человек слышит только в диапазоне 20 – 22000 герц. Во-первых, это почти неправда, т. к. это ухо человека слышит указанный диапазон, а во-вторых, человек может ощущать звуки неслышимых частот – очень низкие (глухая бочка) могут вызывать тревогу или погружать в транс, верхние, помимо подобного
влияют на определенные слышимые частоты (гасят или усиливают их) –
не смотря на то, что слуховой аппарат человека способен воспринимать частоты до
20 кГц, похоже, все-таки, человеческий мозг улавливает и более высокие частоты.
И именно на подсознательном уровне человек все же ощущает аналоговое звучание
чище, чем цифровое [1].
Далее чисто субъективный вопрос тут разбирать не буду, т. к. хочу показать только техническое превосходство первого носителя, хотя многие меломаны уверяют, что слышат эту разницу на слух. Я вам скажу только одно про CD и более «дешёвый» формат mp3, что в одном из альбомов
IAM на CD, прослушанного в мониторных наушниках, я услышал, то, что не слышал раньше в mp3 – не урезание верхов в mp3, а что-то другое... Кстати, к mp3-файлам я ещё вернусь ниже.
На
рис. 4 и
рис. 5 я совместил «Wanna Be Starting’ Something» пластинки и CD (оба левых канала). На рис. 3, отрезком 10 секунд, ещё более заметно урезание динамического диапазона на CD. Тут же видно, что шум трека с LP-пластинки в основном сосредоточен в диапазоне 20-22000 герц, и практически не заметен выше. На
рис. 5 можно увидеть урезание частотного диапазона CD, особенно в моменты звучания бита.
Но это ещё не всё. Напоследок из трека с CD-DA (16/44) был сделан mp3-файл «среднего» качества 192 kbps, пригодного для прослушивания. По
рис. 6. ясно, что назвать это иначе, чем «какашка», никак не получается – помимо урезанного диапазона, доставшегося от CD, не заметить неоригинальную ровность громкости частотного диапазона, «причесанного» под один уровень, никак не получается. Здесь mp3-файл имеет частотный диапазон до 15 кГц, в некоторых редких моментах до 18 кГц.
Понятно, что покупать виниловые пластинки в массовом порядке сейчас никто не ринется, однако, для меня стало более очевидно, мнение профессионалов, замороченных на звуке, что самый качественный звук обеспечивает именно пластинка. В примерах даже «затертая» пластинка показывает лучшие результаты, чем «чистый» CD. Но, чтобы услышать эту разницу явно надо иметь серьезную акустическую систему, а не «пуколки», которые больше звенят, чем воспроизводят звук, даже не говоря про мобильники и флешки.
Также ясно, что в плане долговечности, пластинка выигрывает, т. к. CD в бытовых условиях вряд ли проживет более 30-и лет, не говоря уже об окислении и расслоении CD со временем. Зато, в противовес этому, сегодня достал пластинку (не LP) записей Марка Бернеса 50-х годов – там тоже видел звук до 48 кГц, хотя собственный шум, наверно, старинной записи очень заметен. Но главное играет! С CD такое может не пройти.
Итак, для массового распространения аудио записей формат CD очень важен, он обеспечивает определенное «высокое» качество, которое подходит для бытовых акустических систем. Про mp3 я уже сказал выше – «какашка», это только можно слушать в капельках и мобильных, и то, если уж сильно умираете от нехватки звука. В итоге, каждый из этих носителей имеет своё предназначение.
* – битность АЦП карты составляет 24 бита