Breakdance (
брейк-данс) - что это такое? Танец или симбиоз? В первую очередь это танец, так как именно в танце происходит и отражается чувство, и эмоция в тот момент, когда звучит музыка. Музыка разогревает накопленные чувства, и танец становится картинкой твоей души, которую зритель поймёт, а может и отвергнуть. Многие не принимают брейк из-за акробатической стороны, но в брейке, как и в других танцах тоже существуют свои разделы, стили и каноны. Что нужно чтобы научиться этому нелёгкому танцу? Физическая подготовка, данные тела? Моё личное мнение по этому вопросу такое: да ничего подобного, как бы это строго не звучало. От будущего танцора требуется одно - желание и труд над своим телом. Вот именно в этом танце идёт полная свобода. Не важен рост, фигура и так далее. Но в танце всё же существуют любители и профессионалы. И именно профессионалы танцуют не из-за моды. Мода приходит и уходит, как это стало с разными поп танцами 70-х годов. Уже три десятка лет брейк засел навечно в сердца ярых и настоящих, для которых стал смыслом жизни.
Вводя вас в курс дела, заранее познакомлю со стилями брейка:
-
Electric boogie («электрик буги») – стиль робота и пластика (волны, глайды и мунуоки, т.е. скольжения по полу и перетекания всем телом);
-
Pop locking («поп локкинг») - резкие выстреливающие движения (замирания и отмирания), точность и синхронность;
-
Power moves («поуэр мувс») – акробатические трюки и вращения, силовой раздел;
-
Style («стайл») – «дорожки» (вращения и переходы ногами и телом вокруг рук, сливание, логичность их с фризами) и «фризы» (замерзание, порой чёткое окончание дорожек и красивая статика, скульптурная поза на руках и голове, реже только на руках или вообще на одной руке), полная фантазия, свобода действий;
-
Power style («поуэр стайл») – силовой «футворк» (то же самое, что и Style) с элементами «поуэр мувс».
Именно эти стили каждый выбирает себе, а того и танцуют все. Но каждый стиль имеет свои основы и классическую базу, лишь потом танцор модернизирует все движения и просто вынужден придумывать своё, т.к. танцевать тренаж – это не профессионально. Не зависимо от стиля, необходима подача движения, эмоциональная окраска и артистизм. Именно брейк это ещё и выплёскивание индивидуальных черт, своей техники и энергетики, личностного стиля. Ещё Адольф Куинонес по уличному имени
Бугало Шримп стал заниматься чем-то вроде брейка в 1968 году. В 70-м году он вошёл в состав первой профессиональной акробатической группы под названием
«Локкерз». Люди проверяли друг друга в танце. Зачем физические расправы, когда можно решить спор танцем. Брейк шёл по своей параллели, по уличной, не касаясь шоу-бизнеса и коммерции. Также именно брейк стал объединять людей различных рас и вероисповеданий, общение и популяризация жизненных проблем в каком-то комическом плане дают нам задуматься о нашем быте, в основном это видно в шоу программах по стилю
электрик буги. Пародия и зеркальное отражение в стиле «робот» показывают ненужный консерватизм старшего поколения.
Всё же первыми мастерами и пропагандистами были бедные темнокожие и пуэрто-риканские молодые люди, именно их волшебное уличное творчество распространилось и в европейских массах. Южный Бронкс (беднейший район Нью-Йорка) породил явление, о котором всё же заговорят люди спустя некоторое время, -
Хип-Хоп. А идеологом Хип-хопа выступил,
Африка Бамбаатаа, основатель общества брейкеров, художников граффити, скретчеров (от слова «скретчинг», что означает скрежет от ритмичного движения рукой по пластинке при лежащей на ней игле проигрывателя) и рэпперов, которое он назвал в честь великого африканского племени, -
«Зулу Нэйшн», что предполагало непобедимую нацию. В 1984 году летом свет увидел два кинофильма:
«Брейкинг» и
«Бит Стрит». Брейк питался музыкальным аккомпанементом - это музыка хип-хоп и рэп (старая форма исполнения рэпа – олд-скул). Ритмичное произнесение текстов и переплетение ди-джейских сведений давало чёткий приказ танцору, тем самым рождался импровиз, названный «фристайлом», т.е. свободный стиль.
МС («Эм Си» - Master of Ceremony) - мастер церемонии, т.е. ведущий действа) – исполнитель рэпа, который пользуется «фристайлом» и своими «домашними» заготовками в процессе анонсирования каждого хип-хоп мероприятия. А диск-жокей (иначе «Ди Джей»
(DJ) – наездник пластинок) был музыкальным стержнем всего празднества, дающего пульс и ритм для танцевального настроения. Его задача сводить особо известные мелодии с жёсткой перкуссией, логическое переливание сэмплов (музыкальные куски определённого инструмента или записанного голоса, повторяемые в песне), а также «скрэтч» должен скрипнуть по сердцу танцора. Отцом разговорного жанра именуется Джозеф Сэддлер по уличному имени
Грандмастер Флэш. История говорит, что ещё в 1974 году он стал проводить эксперименты с двумя проигрывателями и ритм-машиной как средствами аккомпанемента под скороговорку, которую потом назвали словом «рэп». Он создал первую рэп группу
«Фьюриоз-5», ставшую первой пропагандой рэпа. Существует версия о том, что до этого на Ямайке уже использовались специальные пластинки, звучащие таким образом, чтобы был слышен только ритм, фундамент для голоса диск-жокея. Это был ямайский парень по имени
Коксон Додд, пропагандируя музыку «рэгги» и «ска».
В то время огромный авторитет среди брейк-групп завоевала легендарная
«Рок Стеди Крю», снявшаяся в фильме
«Бит Стрит» с такими артистами как
«Нью-Йорк сити брейкерз», Африка Бамбаата и 16-летний гений Роберт Тэйлор. А частым вечеринкам Африка Бамбааты и Кул Хёрка не было отбоя,
Кул Хёрк был ди-джеем и хорошим организатором, люди стремились заниматься брейком или ди-джеингм чтобы выступить на этих тусовках. Волна Хип-Хопа захлестнула почти всю молодёжь, отодвинув на задний план направления «рок» и «диско». Тем самым, подняв аторитет другой негритянской музыки: джаз, фанк, рэгги, диско, соул и ритм-энд-блюз.
Музыкальной классикой би-боинга и всего Хип-Хопа считается альбом Африки Бамбааты и «Соул Соник Форс» -
«Планета рок». Совместная работа с «Планет Патрол» дала нам познакомиться со стилем «кибернетик соул», в основе которого лежат электронный саунд и жёсткий фанк с рэпом. Параллельно этот стиль стали пропагандировать группы «Аркеид фанк», «Киботрон», а определенную роль сыграл идеолог живого фанка конца 60-х годов
Джордж Клинтон, вновь ставший известным после выхода в 1983 году его хита «Атомик дог». А
Джеймс Браун – король фанка – сделал большой вклад в развитие танцевальной музыки, в частности используемой для брейк-данса. Джеймс Браун – взрывной, агрессивный артист, энергичный во время исполнения своих песен. С 1956 года по 1981 год он выпустил 59 дисков, 19 из которых попали на первые и вторые места негритянских хит-парадов. В 1962 году он объявил себя соул-братом номер один в США. В 1968 году выпустил песню
«Скажи громко: я чёрный и горжусь этим!». Лидер движения фанка, имевший к концу 60-х всемирную славу соул-артиста поднял выше планку и в 70-е годы мощнейший пик славы – пластинки «Секс мэшин тудэй» и «Боди хит». Манера его пения дала старт для многих новых фанк-музыкантов.