Музыка «новой волны»*, которая относится и к реггей – явлению, тесно связанному с движением панков конца 70-х годов и оказавшему заметное влияние на популярную музыку 80-х годов. Музыка реггей зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка, и является частью национально-освободительного антиколониального движения. Одной из его форм стало растафарианство, возникшее в 30-е годы нашего столетия. Десятилетием раньше один из лидеров борьбы за права на Ямайке Маркус Гарви выдвинул идею движения «Обратно в Африку», получившего массу последователей и среди черного населения США. Опираясь только на Библию, Маркус Гарви (Marcus Garvey) пророчествовал, что африканцев Ямайки, африканцев подчеркиваю, спасет от господства белых Великий черный лидер из Африки. И когда в 1930 году эфиопский магнат Рас Тафари (Маконнен) был коронован как император Хайле Селассие, жители африканской внешности, верившие пророчеству Гарви, решили, что оно сбылось. Рас Тафари был признан живым Богом и Избавителем, а его приверженцы стали называться растафарианцами, в чем я сейчас подробно расскажу его отличие от растаманов.
Растафарианцы избегают употреблять мясо, табак, вино, соль, и уж тем более какие-либо наркотики, а Африку обожествляют как Родину-Матушку. Такие люди мне однажды встретились в жизни, это была целая семья соблюдающая все эти заповеди. Растафарианцы не стригутся, завивая волосы в длинные локоны, которые считаются антеннами в духовный мир. Поэтому термин «растафарианец» такого человека намного шире и глубже и является почти или точно является религией, чем понятие «растаман», возникшее позже, определяющее в общее и слушателей музыки реггей и немножко тех, что-то знающих о культуре раста, либо не соблюдающих все те правила образа жизни, которые соблюдает настоящий растафарианец. И люди, с которыми мне часто приходится общаться говорят: «Ну, как же, растаманы курят наркотики…». Здесь и все отличие. Повторюсь, что Гарви опирался на библию, а значит, христианские каноны растафарианцы ценят, тем более, что Православная Эфиопия, где был коронован Рас Тафари, страна христианская. Я не хочу сказать, что если кто-то употребляет канабис значит не раста. Просто растафарианство, как религия это отрицает, поймите. Вот ведь какая штука, на Ямайке и других Карибских островах, канабис легален. Отсюда, могу утверждать, что курение наркотика что-то нечто традиции этих мест, а уж тем более делом личным. Я хочу отгородить лишь остальных от стереотипов, связанных при слове реггей, вот и все. Людей же, слушающих реггей, все равно объединяет эта музыка, чувство свободы, добра, всегда-летнего настроения и вечного позитива.
Первое время музыка, объединявшая участников движения, носила чисто национальный характер, оставаясь в рамках менто или калипсо**. Но в 50-е годы она начинает все больше и больше подвергаться воздействию различных жанров и разных форм поп-музыки, в первую очередь ритм-энд-блюзом, соединяющем в себе корни соул-музыки и джаза.
Воздействием на народную музыку калипсо и менто способствует то, что на Ямайке можно было принимать передачи некоторых афро-американских радио-станций, расположенных на южном побережье США, особенно в районах Нового Орлеана. Кроме того, ямайские жители, учившиеся или работавшие в штатах, по возвращению домой привозили виниловые пластинки и рассказывали о новых веяниях в музыке афро-американцев.
Так в попытках самостоятельно освоить Ритм-энд-блюз, но не отходя от традиции национальной музыки, возникло направление, явившееся первым предшественником реггей и получившее название «Ска». Его характерной особенностью было преобладание в оркестровке духовых инструментов, исполнявших специфические рифы – повторяющийся ритмический аккомпанемент. Эта тенденция пришла из вестерн-свинга и новоорлеанского джаза тех лет. В ритмическом отношении Ска отличался от Ритм-энд-блюза большей изощренностью за счет пропускания сильных долей такта и выделения слабых в соответствии с характером национальной музыки.
Первыми представителями Ска на Ямайке были Байрон Ли, Лаурель Эйтикен и Принс Бастер. Странствующие диск-жокеи Байрон Ли и Коксон Додд одновременно с проигрыванием пластинок делали записи различных неизвестных исполнителей. В Англии пластинки с такой музыкой появлялись под названием «Блю-бит» - по имени одной из фирм, выпускающих записи подобного рода.
Ранней формой реггей было направление рокстэди (в некоторых случаях именуемое руб-а-даб). Если музыка ска ближе к обычному ритм-энд-блюзу, то рокстэди – продукт освоения соул. Одним из первых новый термин предложил на своей пластинке в 1966 году Элтон Эллис.
В середине 60-х годов музыканты ска-групп все чаще начинают применять электрогитары и басгитары, роль духовых сильно ослабляется, либо отходит на задний план, или исчезают напрочь из оранжировок. Именно эти изменения и характеризуют переход ска в реггей.
Происхождение термина «Реггей» объясняют по-разному. Одни, например, связывают его с английскими словами «реггид» и «ритм». Реггид-ритм – рванный, истрепанный ритм. Другие соединяют это название с жаргонным именем уличной женщины в столице ямайке Кингстоне – стреггей. И, наконец, «регга» - африканское племя в Танганьике, говорящее на языке банту.
В музыкальном обиходе слово «реггей» впервые появилось в связи с группой «Мэйтелз», диск которой так и называется: «Ду зе реггей». А одним из первых реггей музыкантов был Ли Скретч Перри (Lee Scratch Perry), записи, сделанные при его участии, становились хитами далеко за пределами Ямайки, а группа The Upsetters, которой руководил Ли Перри, была первым реггей-коллективом, посетившим с гастролями Великобританию. Но самое главное - он был продюсером Боба Марли (Bob Marley). Именно Роберт Неста Марли является ключевой фигурой в истории музыки реггей. Сын простой ямайской женщины и заезжего английского офицера, он с детства мечтал стать певцом и довольно рано начал сочинять песни в духе спиричуэлс – музыкальной молитвы. В 1963 году Марли организовал свою группу первую группу «Уэйлерз». В нее вошли двое его друзей – Нэвилл О’Райли Ливингстон, взявший псевдоним Бани Уэйлер, и Хьюберт Макинтош, известный в последствии под именем Питер Тош. Со второй половины 70-х оба этих музыканта, отделившись от Боба Марли, стали самостоятельно разрабатывать реггей.
С момента возникновения и до начала 70-х годов группа «Уэйлерз» последовательно меняла свой стиль от ска и рокстэди к реггей. Марли примкнул к движению растафарианцев, одновременно он связал свою активность с фирмой грамзаписи «Айлэнд», организованной белым уроженцем Ямайки Крисом Блэкуэлом и способствовавшей широкому распространением музыки реггей по всему миру. После выступлений в США в Лос-Анджелесе Боб Марли был окончательно признан критиками королем реггей. Он завоевал не только авторитет легендарного борца за мир, но и музыканта-композитора. В списках лучших авторов песен конца 70-х годов, публикуемых популярными журналами, например «Роллинг Стоун», его имя находилось рядом с именами представителей афромузыки – Стиви Уандером и Смоуки Робинсоном. Стиви Уандер, вдохновленный музыкой реггей, нередко вставлял элементы присущих ей фактур в оркестровке своих песен («Буги он реггей вумэн»).
Общественная и музыкальная деятельность Боба Марли имела огромное значение для наций так называемых стран «третьего мира», гораздо большее, чем для темнокожего населения США, находившегося под собственным обаянием собственных форм протеста и самосознания, выраженных в музыке соул и фанк. Более того, исследователи отмечают, что в 70-е годы трансляции музыки реггей отдавали предпочтение скорее радиостанции для европейского населения штатов, чем афро-американские.
Успех Боба Марли подготовил почву для широкой деятельности таких групп с Ямайки, как «Тутс энд Мэйтелз», «Бернинг Спир», «Биг Юс», солистов Джимми Клиффа, Питера Тоша. Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали и выдающиеся белые рок-музыканты. В американских хит-парадах появилась песня Пола Саймона «Мазер энд чайлд реюнион», близкая к реггей, а также «Ай кен си клирли нау» Джонни Нэша, ставшая синглом номером один. В 1974 году английским гитаристом Эриком Клэптоном записана песня Боба Марли «Ай шот зе шериф». Сам Боб Марли относил свою музыку к понятию рутс-реггей, так как реггей приобретал все большее развитие и становился понятием целой культуры со своими под-стилями (сейчас различают такие направления как раггамафин, рагга данс-холл, даб, включая старые прородители калипсо, ска, рокстэди и другие), и уже не только как музыки.
* – «новая волна» это определенное музыкальное обозначение музыки 70-х годов, как правила стилей панк-рок, реггей, диско и другого авангарда, из которых возникло целое понятие. Схожесть музыкального построения, все эти стили также подходят под понятие «антирок», так как изначально не специализировались на коммерции, а имели свои взгляды на то, что отказывались слушать рок, т.к. стал популярным и многие не могли попасть на рок-концерты, так как не имели материальных возможностей. Музыканты покупали или сооружали сами инструменты, и не имели никаких навыков игры на них, в чем и было их оригинальное отличие от других.
** – менто или калипсо это музыка, возникшая в Карибских островах. Эти направления имеют народную окраску африканских корней, но традиционна она только лишь в этих местах. Калипсо исполняют на нефтяных бочках, оставленных еще колонизаторами карибских сокровищ. Исполнители-музыканты проделывают специальным молоточком определенные мятости, которые очень напоминают по сути что-то вроде «клавиатуры» и имеют свои определенные тональности. Глядя на это очень впечатляет, когда музыкант извлекает при ударе на этих бочках такую божественную музыку. Эти направления являются прородителями реггей, с появлением современных музыкальных инструментов рождается ска, а затем и реггей. И такая музыка вся называется карибской. |