Недавно нашли сохранённое старое интервью с группой "ТЕНИ", и очень рады поделиться им с вами спустя долгие годы (эксклюзив):
Что на ваш взгляд изменил в Российском рэпе и в Московском в частности ваш альбом, как повлиял на расстановку сил в этой музыке?
Стахей: Каждая вещь как-то что-то меняет. А вот как? Х*й его знает. Могу сказать совершенно однозначно, именно для нас, для меня, для Пропыча, для тех, с кем мы общаемся, изменилось только то, что... Рэпперы без альбома котируются меньше. Альбом, по отзывам, которые я слышал, в интернете общался, вышел неплохой, он изменил... Я не знаю, как он смог повлиять в глобальных масштабах на всю обстановку в Российской рэп-культуре, в мире он вообще вряд ли повлиял на что-то. Но признание какое-то приходит. Есть, допустим, 5 лет стажа, работы, накопления связей... Все это сказывается. Есть фестивали ох*енные в разных городах: Смоленск, Чебоксары, Москва, Проп в Питере был... Очень приятно, когда по работе уезжаешь в другой город, редко, но метко узнают на улице, наливают... Очень приятно. Собственно говоря, альбом - первый. Пробный, он первый. И на этом мы не остановимся, и будем работать дальше.
Стали ли поступать предложения о гастролях из других городов?
Стахей: Гастроли, понимаешь ли, не стали чаще. Они стали лучше с нашей стороны. Потому что материал весь знаем. Потому что были новые темы, и мы выезжали в другие города, мы не могли дать 100%, что мы ох*енно отработаем эту вещь. Мы ее пробовали на публике, как она, заведёт, не заведёт... И сейчас уже накопился материал, с которым 2-3 города объездили, в Москве побывали. Вещи качают, именно для сцены. Есть вещи на альбоме, которые не для сцены, которые в наушники вставил на ночь, или в машине поехал, послушал. Это вещи, которые подгружают. А насчет частоты выездов: как мы ездили, так и будем ездить, и не чаще, и не реже. Пригласили - мы никогда не отказываемся, мы всегда готовы, деньги, без денег... Ради Бога. Приехали, выступили, выпили, и все такое...
Проп: Ха-ха, альтруист.
А что предпочитаете: работать в студии или на сцене?
Стахей: Работа на сцене и в живую это две разные вещи. Их даже сравнивать не приходится. В студию ты приехал, ты целиком собран, ты целиком знаешь, что должен и как это будет звучать, ты всё знаешь.
То есть в студию идете с готовым материалом?
Стахей: Всё уже готово как минимум за полчаса. А выходишь на сцену - не знаешь, как поведёт себя публика в плане негатив/позитив. Но в основном руки поднимают, встречают неплохо. Да, было даже косяпово: ну сбились, ну там слово проглотил, дыхалки не хватило - всё бывает. А в студии, если с первого раза не получилось, придется собраться, перекурить. И прочитать от и до, как эта песня должна звучать в идеале. У нас есть опыт небольшой по выступлениям, иногда на сцене получается лучше, чем в студии. Это всё зависит от публики, заметь.
А отличается публика московская от публики в регионах?
Стахей: В Москве когда выступаешь, в основном все, кого вижу в зале, процентов 50 точно знаешь. В основном свои люди. Выступаешь не то, что на публику, на них работаешь. Руку пожал, со сцены прыгнул, короче весело. Приезжаешь в другой город - принимают теплее, честно скажу. В Смоленске очень понравилось выступать. Здесь, сегодня, когда вышли на сцену, единственное, метраж не позволяет пожать руки. Но публика отличается, я бы не сказал, что сильно, но отличается.
Проп: У меня иногда ощущение возникает, такая тема: вот девчонки по 14 лет подбегают, дай автограф. То есть я с уверенностью могу сказать, они стопудово наш альбом не слышали, они видели нас на сцене и всё. Надо автограф взять. Это с одной стороны приятно, а с другой - зачем он им нужен? Говорить: "Вот автограф, я их видела на сцене".
А кто больше ходит: до 16 или больше?
Проп: Ты знаешь, здесь я видел в основном молодых, а в Москве после 16 лет в большинстве своем. Но иногда у-ух, что бывает!
А отличается рэп столичный от рэпа регионов?
Проп: Да. Я вот заметил, сегодня я слушал Стимул, чебоксарская группа. У них музыка и считка похожа очень на Район Моей Мечты. Они один в один почти делают. То есть можно представить РММ, глаза закрыть и думать, что РММ читают. В Москве, если взять нас, Da Budz и Ю.Г. Вот в голову пришло. По-разному все пишут. Nonamerz тоже. Все по-своему делают. Ни на кого не равняются. Даже один и тот же битмейкер будет. У нас один минус Кит сделал, потом сделал ещё кому-то, и себе сделали Ю.Г., абсолютно три разные вещи получаются. А здесь чувствуется чья-то рука невидимая. По качеству ничего не хочу сказать. Качество хорошее.
А если сравнивать не только с волжским стилем?
Проп: Вот тут слушал команду, не помню, как называются. Про минус ничего не могу сказать, считка Кастовская.
То же самое нам вчера говорил Злой.
Проп: Не знаю, зачем это делать. Должно быть всё своё. Вот Серёга заметил, что даже рифмы одни и те же идут.
Кто был основным битмейкером на альбоме?
Проп: В основном Кит. И такой человек Космос, мы сейчас редко общаемся. 50/50 получилось.
Стахей: Насчет Космоса. Одно время у него была своя группа. Они писались и довольно успешно, на концертах нигде не светились. А потом мы пересеклись и начали работать вместе месяца 3, и мы дописали альбом. По качеству я не знаю, в принципе сделать плохой минус очень сложно.
К кому вы себя причисляете: к мэйнстриму или больше к андеграунду?
Стахей: Я не могу судить. Должны судить те, кто слушает, кто оценивает. Я как могу себя оценить? Никак. Есть минус, есть голос, есть идея - пошли, записали, а оценивают слушатели. Андеграунд - это те, как я понимаю, которые на самом деле в подполье где-то, которых мало кто слышал, мало кто знает. То есть мы ездили по стране, там где-то выступили, там где-то нас услышали. Это уже сложно назвать андеграундом. Это продвинутый андеграунд, легко распознаваемый андеграунд. А что насчет мэйнстрима?
Вас ведь не крутят по радио, клипы тоже по телику не гоняют?
Стахей: Не каркай. Ну, будет клип, что, сразу станем мэйнстримом?
Хорошо, проехали. А были в последнее время группы, которые бы удивили вас своим нестандартным подходом к музыке, к лирике, либо просто удивили?
Стахей: Касту не трогаем. Всем известна. Ю.Г. постоянно удивляют, Nonamerz. Это те, кого я знаю лично. Из тех, кого слышал на сцене, видел, как выступают и по смысловой нагрузке охота отметить MCDC. У них свой стиль, своя манера, у них всё своё. Это - вещь, это - группа, это - сплочённый коллектив. Пожалуй, из Москвы сейчас и не вспомню. А по России: очень понравились пацаны из Пятигорска [Рецидив], я их сегодня только услышал, но на сцене - сила. Хорошо выступили. Из неизвестных... Белый откуда?
Это наши пацаны Da Fours.
Стахей: Вот. И охота отметить из Смоленска чуваков Seniors. Неплохо. Заметно, что люди будут расти. И помню еще, пацаны, которых вызывали на бис. Я первый раз увидел, что значит вызывали на бис. Группа отработала программу, публика поднимает руки - давай, значит, ещё раз вторую тему. Выходят, её отрабатывают - и опять же зовут. Это - сильно.
Проп: Команда эта, которую вызывали на бис, Fury Motions. У меня нет слов. Я первый раз увидел, это не сравнимо вообще ни с какой командой. Такой команды нет вообще! Так, как они, я еще не видел, чтоб работали. У них в команде два родных брата, девочка на припевах поёт и негр, Абдулла по-моему. Я впервые увидел, чтоб в России так команда работает, как реальная штатовская или европейская. Это что-то.
Немного хотелось бы узнать о коммерческой стороне дела. Первый альбом вышел на Rap Records. Вы планируете дальше работать там?
Проп: Ты правильно сделал, что задал вопрос, когда ушел Крыж. Вот такая штука: когда у нас альбом вышел, в начале года, в январе... Я до сих пор не знаю, сколько продалось, какое количество копий. Дима (Dime) неделю с Костиком не общается. А я Диме дозваниваюсь месяца полтора, он вообще не берёт трубку. Что-то он там мудрит, не знаю что. Для начала нам надо еще основательно так крутануться. Когда Ю.Г. были на Rap Records, они [студия] на них [Ю.Г.] только держались. Сейчас смотрю, Костик нами вплотную пытается заниматься. Но если что-нибудь придумает, подымет нас до Ю.Г.ов...
(возвращается Крыж). Вот он, сука, идёт. Сегодня нам до семи часов пить не давал. Что касается коммерции, то бизнеса вообще никакого нет.
То есть контракта нет?
Проп: Контракт есть, такой... Кстати на эту тему сейчас надо будет поговорить. Мы еще сами толком не знаем.
Стахей: По поводу этого вопроса лучше к Костику.
Первый альбом вышел на Rap Records. В дальнейшем это будет Rap Records или нет? То есть контракт одноальбомный или на какой-то срок?
Крыж (с большими паузами, с заплетающимся языком, неплохо пивом загрузился): Давайте пойдем от обратного: допустим, они не хотят выпускать второй альбом на Rap Records и нужно будет бегать за ними с контрактом по судам. У нас, во-первых, не запад, чтобы заключать контракт на альбомы. А во-вторых, если люди не хотят работать друг с другом, то наличие контракта никак не повлияет на результат работы. Вот сейчас я здесь в качестве менеджера группы, то есть я их привез сюда. Уедем мы обратно вместе, и всё будет хорошо.
Другими словами, всё вопросы по поводу гастролей решаются через тебя?
Крыж: Если отвечать одним словом, то да. Если отвечать абстрактно, то это решается и группой и организаторами концерта. Все вопросы решаются, условно говоря, одним человеком. Не обязательно это буду я. В данном случае мне было интересно посмотреть на "Кофемолку". Не обязательно, что в качестве менеджера приеду я. Приедет человек, который будет отвечать перед организаторами за то, чтобы группа пришла в нужное время в нужное место в нужном состоянии. Менеджер отвечает перед группой, что группа выступит в то время, которое заявлено и ей отдадут всё, что ей нужно: это и количество микрофонов, и деньги, и так далее.
И тогда последний вопрос к Теням. Как вы видите своё творчество в ближайшем будущем? Это будут гастроли, или вы засядете за написание новых вещей? Либо это будут клипы на темы с альбома?
Стахей: На лето: первый месяц мы будем в Москве, второй месяц мы будем в Москве, скорее всего с выездами ничего не получится. Если пересечёмся на студии с Пропычем, треки пишутся, дела делаются, мосты наводятся, все что угодно. Так что с выездом вряд ли что получится. Но Ноябрьск заинтересован вроде бы, разговаривали с Тулой, Смоленск. Вроде как нужны. Получится ли выбраться, я не знаю. Конечно, охота. Если скажут: "Всё, пацаны, едем". Забили на всё, приехали, выступили, выпили - всё будет. Но два месяца мы по работе, вряд ли что... Осенью - наверняка. Выступления в Москве, дальше по клубам где-то, зимой - это клубный сезон. И на студии будем зависать периодически, два-три раза в месяц. Планируем к весне следующего года второй альбом сварганить. Планируем. Как там фишка ляжет, хер его знает. Планы есть, есть темы, есть текста, время даже сейчас появилось.
Есть ещё несколько вопросов к Крыжу, но микрофон убираем, т.к. у него еле язык ворочается. Если вкратце, то мы обсудили многие аспекты работы и журнала, и лейбла, и обо всём понемногу поделились мнениями. Беседа наша продолжалась около двух часов, поэтому пропустили выступления всех остальных гостей, хотя очень хотелось посмотреть на Волжских Читал.
PS: первый альбом группы Тени стал единственным официальным в их творчестве, и можно сказать последним, да простят фанаты хип-хопа отечественным цельным и творческим, идейно-монолитным (каким-то свежим и задорным в перемешку с лирикой) до конца 2000-х... Дальше другая история, другой рэп, интернет и развитие, другие "правила" и отношение потребителей к качеству музыки и творчества...
В нашей коллекции всегда есть место этому альбому, и он не уступает классическим русским рэп-релизам что на слуху у некоторых.