The Fugees – это смешение стилей от соул, фанка и хип-хопа до реггей и ритм-энд блюза. В группу входят три личности, образовавшие ее в конце 80-х. При создании команды имело значение знакомств Лорин Хилл (Lauryn Hill), тогда еще ученицы старших классов, и Праз Майкл (Pras - Prakazrel Michel), который учился в той же Колумбийской средней школе в Нью-Джерси. Начав вместе репетировать в 1987 году, они назвали свою компанию Tranzlator Crew. Когда к ним присоединился Уайклеф Джин (Wyclef Jean; или просто «Clef»), двоюродный брат Майкла, и тогда все стало становиться на свои места. Имея на руках несколько демо-записей, в 1993 году троице удалось заключить контракт с рекорд-лейблом Ruffhouse, подразделением Columbia. Стиль, с которым трио покорило руководство лейбла, сочетал четкие, приглушенные биты с грамотными текстами, наполненными игрой слов. Рэп, реггей, акустический блюз – и все вместе у них звучит неимоверно круто.
Новую страницу своей истории молодые артисты открыли под новым флагом Fugees - (fugees - сокращенное от refugees, то есть беженцы, эмигранты), являясь выходцами из Карибского острова Гаити. Уайклеф Джин (он же еще и Мувиклиф), так же как и его брат Праз, появились на свет именно на Гаити (тот что рядом с Ямайкой), а произошло это событие в 1972 году. Селение, в котором они родились, едва насчитывало 200 жителей. Отец Уайклефа Джина сделал блестящую служебную карьеру, дойдя до министерского поста. Он был категорически против музыкальных увлечений сына, и впервые пришел на его концерт, когда Уайклеф Джин был уже артистом мирового уровня.
Но вернемся к середине 90-х. В 1994 году трио выросло, чтобы представить публике свой дебютный альбом «Blunted on Reality». Сходную форму, созданную по классическим образцам африканской музыки, использовали в это время в своем творчестве Cypress Hill и Digable Planets. У Fugees была своя «коронка». Все они проповедовали здоровый образ жизни без различных дополнительных искусственных допингов. При этом считают, что и без курения марихуаны, можно достичь полной релаксации. Тексты песен тоже были несколько иных тем, чем можно было ожидать от представителей их жанра, пересевших к этому времени на университетскую скамью. Положение гаитян в Америке, отношение к ним как к «людям в лодках» («boat рeople»), политические проблемы на родине – вот что занимало их воображение. Что касается судьбы своих соплеменников, «людей в лодках», сочувствие к ним проявлялось не только на словах. Праз не раз утверждал, что на заработки от продажи своих записей он поможет построить новые школы и нормальные дороги на Гаити. Вся миссия группы была направлена на моральную и финансовую помощь своим земляками, а именно выходцам из Африки, которым очень тяжело. Наверно поэтому можно назвать творчество группы народным.
Дебютный лонг-плей выглядел всего лишь неплохой заявкой начинающей команды. А настоящий фурор The Fugees произвели в 1996 году, записав вторую студийную работу, названную «The Score». С этим альбомом трио стремительно переквалифицировалось из мало кому известных хип-хоперов в интернациональных звезд. Альбом стал одним из музыкальных открытий 1996 года и возглавил чарты и разлетелся по миру огромным тиражом (около шести с лишним миллионов копий), и удостоен двух премий грэмми.
Проехав с масштабным концертным туром по многим странам мира, Уайклеф Джин и Праз Майкл не обманули ожиданий и своих соотечественников. Историческое шоу, которое они вместе с Лорин Хилл отыграли в гаитянском городе Порт-о-Пренс в апреле 1997 года, собрало 80 тысяч зрителей. Это была благотворительная акция, все средства от которой пошли в фонд помощи гаитянским беженцам, артистам и голодающим детям.
Всю вторую половину 1997-го года продлилась вынужденная пауза: Лорин Хилл ждала ребенка и уже не могла полностью отдаваться своей карьере. Как это часто уже случалось в истории музыки, кульминационный момент в карьере Fugees оказался последней главой в блестящей, но такой короткой биографии коллектива. Причина не только в том, что в 97-м году все трое бывших единомышленников оказались в разной мере втянуты в собственные сольные проекты. Трения и внутренние конфликты в команде настойчиво требовали передышки.
Первым дебютировал как сольный артист Уайклеф Джин, выпустив альбом «The Carnival Featuring the Refugee Allstars» уже в июне 1997 года. Чуть позже Лорин Хилл записала свой дебют «The Miseducation of Lauryn Hill» (1998), принесший ей известность и коммерческий успех. Сделать решительный шаг в сторону сольной карьеры ей было довольно нелегко, хотя она уже зарекомендовала себя как автор прекрасных ритм-энд-блюзовых композиций. Ее старания оценили даже такие мэтры, как Арета Фрэнклин (Aretha Franklin), для которой Хилл написала и спродюсировала заглавный трек «A Rose Is Still а Rose», представленный на последнем альбоме Фрэнклин. Последним из троих сказал свое слово Праз, выдав отличную сольную работу «Ghetto Superstar». Когда в 2000 году Уайклеф Джин опубликовал второй сольник «The Ecleftic: 2 Sides II a Book», было уже очевидно, что продолжения у Fugees не будет, хотя слухи о возвращении команды и готовящихся новых записях возникали с завидным постоянством. Группа Fugees стала достоянием истории.
И что бы там не было, The Fugees, как и раньше остаются одним из самых востребованных коллективов в Хип-Хоп культуре. Например, проект Уайклефа с французским рэпером Passi, показывающий об его интернациональном единении, также Вайклеф записался с восходящей звездой соул по имени Akon, скоро ждем его участие на новом альбоме Майкла Джексона. А Праз приезжал в столицу России со своим выступлением. Вообщем, за «беженцами» нужен глаз да глаз.
Компиляция лучших хитов трио, изданная в 2003 году, по-прежнему вызывает интерес на музыкальном рынке. The Fugees до сих пор остаются в первой пятерке самых успешных хопперов в истории жанра. Они о себе еще заявят. |