Вначале и в середине
90-х, время обусловило эпоху разделения музыки на конкретные популярные течения, да и качество многих что тогда, что сейчас очень даже радовало и что интересно - радует по сей день своей искренностью и позитивом. Мы простые мальчишки и девчонки провинций и просто окраин центральных и областных городов также слушали разно-жанровую-популярную музыку не зависимо от стиля и ее предназначения, и если уж она доходила до нас, словно каким-то сарафанным радио без интернета да и ТВ (а в нашем городке напомню что ловило всего два единственных канала ОРТ и Россия, а затем и питерский канал
Культура), то значит эта музыка создавалась не
тяп ляп и приходила к нам как-то в точку.. Наши вкусы еще только формировались, и благодаря той популярной музыке, мы смогли определяться кому что больше по душе, и полюбить каждый стиль за особенные черты и фишки. Конечно по крупицам доставали истинно-жанровых представителей, но никуда не уйти было и от того что играло тогда отовсюду. И сразу скажу Ласковый май и Пугачихи делающие "рэп" не вставляли никак, а только
Тальков, Кино, ранние
Любэ и
Кармэн, да и их творчество знакомо почти каждому. Golden Muzik будет новаторами в поднятии старых архивов и продвижении даже самого старенького доброго поп-рэпа! Мы просто любим музыку.
Не сказать что был особо выбор какой-то, наоборот он просто отсутствовал и знать каких-то
архаичных представителей Хип-Хопа было сложновато, да и просто чуть ли не закрытым миром, если бы не журнал
Ровесник (где более или менее упоминалось в нём об
Ice-T, Public Enemy,
Method Man,
Michael Jackson и граффити-культуре и др..). Вот это было событие держать дома в простом дешёвом фото-альбоме журнальные вырезки с каким-то Хип-Хоп артистом для меня, Артура и Сава было настоящим незаменимым счастьем. Особо еще никто не упрекал детей за "отклонения" от правил общества, но взрослые довольно ровно относились к нам, кроме моих длинных волос и хаеров как у Ice-T и Michael Jackson, то и дело в след слушая о том что мол "старший то неформал..." - это они обо мне так выказывали своё единственное несогласие с моим внешним видом..))). В поздней юности, тоже самое я выслушивал и о бондане на своей голове. Вообщем, конфликт поколений был, и всё это вспоминаю так тепло и мило. Не скрываю, было дело послушивали и рокешник всех стилей (от AC/DC до Slayer) с точки зрения понимания общности музыкальных культур. И помниться, что в металле и хардроке помимо их эмблем шрифтовых, привлекали красивые мелодические гармонии и чистое исполнение на музыкальных инструментах, пронзительные голоса и попадание в ноты, чего сейчас нет в альтернативе и современном роке. К годам 95-96, когда в тусовке уже была какая-то особая коллекция, к "чистоте" жанра как-то все стали относиться построже и ревностнее. И клишировали исполнителей как-то тоже отдельно по-своему и интуитивно, в большей мере даже сузив какие-то рамки, не отбрасывая поиск и знания...
А мы были счастливы, поначалу еще не видя в глаза даже сборники
"трэпанаций", как уже
слушали
альбомы европейских
East 17, Real 2 Real, Ice MC, DJ Bobo,
2Unlimited, ну MC Hammer и Vanilla Ice, немецких клубных рэперов (всё равно имена сегодня никому ничего не скажут) само собой, и конечно же первых русско-язычных речетативщиков которые не
оставили равнодушными и по сей день. С большинством из этих списков удавалось даже прослушивать в оригинале, на родных CD и МС, или делать копии с перво-источников, ну а кто-то кто выезжал в Бундес привозил в подарок всё это в суперовом качестве в качестве подарка. Мы были в тусе, мы задавали волну!:) Нас знали многие местные ди-джеи, а мы знали всех главных диск-жокеев региона. Вот вам и Хип-Хоп коннект. Конечно, чуть позже и Rapsody просто привела в неописуемые восторг, и когда обычные люди и наши родители, сами уже подкатывали и спрашивали: "ребят, а у вас не такой то такой то мелодии (не зная что эти треки из крутого хип-Ёперного проекта)?!))) ... ну мы и делали специальные сборнички для особых гурманов. Стоит добавить ко всему, что помимо аудио, без лишнего пафоса, мы были передовиками в коллекционировании всего видео: от клипов до интервью с самыми разными отечественными на тот момент поп-рэперами и европейскими лидерами танцевальной сцены. И представьте себе в то время, когда не было ещё никакого интернета!
Уже позднее увлечение и познание начались с коллекционирования классического, назовем так -
настоящего Хип-Хопа, когда просто слушать музыку на дискотеке с теми для кого это было так "в одно ухо влетело, а из другого вылетело", для нас не совсем так становилось интересно и просто тусоваться (если говорить простым языком, мы - привносили в Хип-Хоп эксклюзив). И об этих именах, я подчеркну:
впервые для всех в своей статье упомянул и упорядочил по именам наш соратник Сава (уже будучи профессиональным артистом и лидером Furymo, он подняв и свои архивы, а также информацию при помощи верных наших коллег и друзей которые живут до сих пор этой культурой), как хронику альбомов и зарождения тех или иных артистов, являющихся основными ключевыми фигурами развития отечественного Хип-Хопа, мы решили задать вектор, не умоляя значение как сказано выше - других личностей, с которыми были знакомы всё это время! Вот эта статья кстати:
http://www.goldenmuzik.ru/?id=248 (после статьи Сава о русском Хип-Хопе нам пришло очень много писем от людей которые не знали что есть такой крутой
русский рэп, а то что ставят им с муз-тв это обман и подмена).
Но так как мы обсуждаем больше
поп-рэп 20-го века, который не просто повлиял на тех кто превратился из обычных слушателей в деятелей и активистов Хип-Хопа и по сей день, а еще и тех кто только прокачивался, но сам ещё не имел понятия о том что оказывается и мы можем это делать на своем родном языке, пока не увидели тех самых поп-рэперов по тв или из динамиков проезжавших мимо авто. И пусть не все смогли развить свой стайл как сейчас нас радуют наши ровесники и коллеги по цеху
Смоки Мо, Карандаш, Джи Вилкс, но и те кто просто начал пробовать рифмовать на русском богатом языке. Как рассказывал Джи он вдохновился когда-то творчеством МС Павловым. Вот на этом то и акцент моей статьи! Нас вдохновляло всё что узнавали по чуть-чуть и отовсюду. Мы не делили как-то музыку, мы развивались учились и практиковали свои знания.
One More,
МД&С Павлов, Кирпичи,
Грин Грей и
ТНМК, MF-3, Джимми Джи, Мистер Малой смогли попасть на эстраду каждый как смог заняв свою нишу, но показав всем примерные представления о каком-то там хип-хопе, пусть и поверхностным и бональным. Но при всей эстрадности чувствовался протест или какое-то заявление без показательности и надуманности.
Мало где упоминается что о коллективах
Грин Грей, MF-3, Кармэн, Ван Моо (One More). И сайт
Golden Muzik считает важным о них упомянуть. Итак, Грин Грей (
Green Grey) - одна из самых известных русскоязычных групп
, основанная в Киеве весной 1992 года. B начале своей карьеры
Green Grey играли жизнерадостную молодёжную музыку, представлявшую собой смесь разнообразных стилей и музыкальных направлений фанка, рока, трип-хопа, подкреплённую собственными аранжировками и первыми "альтернативными" формами. Эту команду я услышал когда-то на ТВ в программе
Ночная Десятка лучших клипов эстрады и обалдел а что делают тут эти ребята, клип напомнил The Prodigy, обалденная нарезка и песня не чуть не уступала моей ассоциации с англичанами. Затем часто гонял в Киев к бабушке и мог видеть интервью команды на местных каналах, а также проходить мимо большой неуклюжей граффити-надписи на нашем доме с которой я гордо фотографировался, как герой. Будучи студентом колледжа я смог увидеть солиста команды
Грин Грей на улице и в этот же день оказаться на празднике города
Киева на Крещатике в центре улицы и уже прокачиваться их крутым живым шоу. Особо важные моменты существования этой команды - позитив, оригинальное смешение стилей и жанров, выступление группы против ущемления прав русско-язычного населения на Украине, их совместные живые выступления на одной площадке с
Run DMC, The Prodigy и др., различные музыкальные награды за пределами страны в том числе и так далее... Пусть стиль Греев сейчас не близок Хип-Хопу, а сами они больше относят себя к року и экспериментальной музыке, но всегда от них веет чем-то грамотным и доверяющим, будь то речетативчик или ломанные биточки. Как поется там
"под дождем.. и пойдем!"Джимми Джи и Мистер Бос - типы которые делали речетатив под клубную ровную электронную танцевальную музыку. У
Джимми Джи крутой флоу и артистизм, африканец хорошо-говорящий по-русски.
Мистер Малой - похожий и на самом деле комедийный персонаж из Питера, и который к тому же свой второй альбом сделал в стиле техно-музыки с элементами речетатива.
Кармэн - ранняя группа причислявшаяся к рэпу почему-то, но сами ребята во главе с Серегой Лемохом были отличные танцоры и артисты делающие шоу в стиле
Хип-Хаус. Ван Моо - группа состоящая из вокалиста и танцоров, которая также работала в направлении техно-рэпа, успешно заняла свою нишу и даже выпустила на тот момент довольно грамотный цельный альбом не без помощи правда "музыкальной богемы".
МФ-3 сделали ставку на соединение вокала и речетатива и танцев, сразу выстрелив и успешно приведя в тусовку танцоров хип-хопа нового поколения, заодно объединив некоторых вышеупомянутых артистов, как бы представляя первыми тогда главные постулаты хип-хопа - объединение и знание. Также были параллельно-действующие так называемые "эстрадники" - коллективы 2+2 и Тет-А-Тет, а также первый ритм-энд-блюз соло-певец
Шандор, которого Царство Небесное уже с нами так давно нет, но который живет в наших сердцах. Другие поп-проекты канули в лета, либо возрождались на новых гребнях волны популярного рэпа, но уже были менее интересны публике. О них вы сможете найти много информации в интернете!
На ТВ прорываются артисты, которые благодаря своему таланту и революционному напору сразу становятся кумирами молодежи середины и конца 90-х, а именно таковыми стали два похожих по духу артиста
Дельфин (лидер гр. Мальчишник и Дубовый Гаай) и позже
Михей с проектом Джуманджи (выходец из культового тогда коллектива Bad B). Они и выбрали тактику пропаганды культуры ломанных битов в широкие массы, но делая качественный продукт и оставаясь музыкантами до конца, совмещали все без исключения в себе и коммерческий успех, музыкальный рост и творчество. Они заслужили данный успех так как каждый одинаково, но шел вперед к цели больше 10 лет. Оба кстати начинали выступать на улицах еще с брейком и дошли до вершины карьеры.
Надеюсь статья всем понравится и вы что-то все-таки послушаете, а кто-то вспомнит то хорошее, о чём не стоит забывать. Без этого "поп-рэпа" наверно не было столько преданных друзей нашей отечественной Хип-Хоп культуры, в числе которых с уверенностью и сопричастием причисляю и себя! МЫ ЛЮБИМ МУЗЫКУ!
Ваш Серджи (Furymo)